середу, 15 червня 2011 р.

КИЕВ – СОРОКИ (МОЛДОВА) – КИЕВ (по собственному желанию)

Сегодня мы совершим марш-бросок на территорию соседнего и дружественного государства – в Республику Молдова.

Пункт назначения: г. Сороки, находящийся на северо-востоке Молдавского «сапожка» (мне всегда казалось, что Молдова по своим очертаниям – это вторая Италия) и граничащий с селом Цекиновка Ямпольского района Винницкой области.

Исторический и культурный интерес в Сороках, прежде всего, представляет Сорокская крепость (Cetatea Soroca), уникальный памятник средневековой оборонительной архитектуры с богатой историей.

Конечно, крепость, хоть и самая значимая достопримечательность этих мест, но отнюдь не единственная.

“Гости города Сороки могут также посетить в ущелье Бекира скальный скит XIX в. (Бекиров скит (меловая пещера)), “Холм оседлых цыган”, уездную больницу (XIX в.), Музей Сорокского уезда, церковь "Т. Стратилат" (эклектический стиль, XIX в.), Церковь "Успения Божьей Матери "(1842). Семью километрами севернее Сорок находится широко известное село каменщиков - Косэуць.”

Не смотря на наши амбициозные планы охватить все по максимуму, успели мы по минимуму. Но, давайте по порядку.

Итак, учитывая отсутствие личного автотранспорта, маршрут был построен следующий: поездом Киев-с. Вапнярка – автобусом Вапнярка-Цекиновка – паромом Цекиновка-Сорокиосмотр крепости, города, меловых пещер и Свечи признательности – при условии дополнительного времени поездка в с. Рудь или с. Косэуц. Обратно – паром Сороки-Цекиновка, автобус Цекиновка-Вапнярка, поезд Вапнярка-Киев.

Длительность поездки: 2 ночи в поезде, один день самого путешествия.

Перед поездкой пришлось «потерроризировать» вопросами в соц. сетях жителей Цекиновки и Сорок, многие из которых своими советами помогли окончательно определить все моменты поездки, за что им отдельная благодарность!

Перед выездом на вокзал

Прежде всего, убедитесь, что вы взяли загранпаспорт – без него в Молдову зась. Виза – бесплатная, на границе ставится штампик. Рекомендую также взять с собой: а) сумму в 300 грн. про запас на еду и непредвиденные расходы; б) небольшой перекус и минимум 2 литра воды/сока; в) занятие на время ожидания между транспортными звеньями (например, закачать музыку или аудиокнигу в плеер/мобильный, взять небольшую книгу, газету с кроссвордами или что-то подобное).

Дорога Киев – с. Вапнярка

Пятничным вечером уставшие после работы и изможденные от июньской жары загружаемся в первый вагон поезда 9К “Киев-Одесса”. Курсирует данное транспортное средство 365 дней в году, стартует из точки К в точку О в 23:14 (см. таблицу).

Маршрут

4.30
4.32
По данным www.uz.gov.ua

Цена билета (купе) до станции со звучным, но доселе неведомым названием Вапнярка: 550 грн. на двоих туда и обратно.

Сюрприз вечера: вагон фирменный со всеми удобствами: наличие розетки и кондиционера, новые лампочки индивидуального освещения, сетки на окнах, достаточно незастиранные спальные комплекты, система индикации о занятости/вакантности туалета. Последняя, правда, имела дефект западания «дверной собачки», из-за которого у меня дважды существовал высокий риск застрять в уборной на всю ночь.

Ночь проходит нелегко. Поспать нам почти не удалось. Со-купешники: стесняющийся дядя под 55 лет и девушка, долго болтавшая с подругой о Брюсселях, в отличие от нас спали, как убитые.

В 4.10 мы были разбужены проводником, а в 4.30 уже бодро шагали по свежачку на Вапнярском перроне.

Приключения на вокзале с. Вапнярки

При выходе из поезда сразу отметили, что киевская жара за 30ть по Цельсию – в прошлом. Здесь намечался дождь, и температура колебалась в пределах +16-+18. Пройдя насквозь здание вокзала и, повернув направо, мы очутились на площади перед автостанцией. Недалеко стоял белый автобус типа Богдан, куда отчаянно пытались втиснуться явно неумещаемые пассажиры.

Из автостанции в Вапнярке на Цекиновку курсирует рейсовый автобус: ВАПНЯРКА- Цекиновка 5.00 (через: Ямполь), 15.00, 17.00 (из: Винница). Нам подходил рейс именно на 5 утра из расчета, что едет он 2,5 часа и прибывает как раз ко времени открытия паромной границы Украина-Молдова.

Рейс: 6831 АС ВАПНЯРКА - ОСТ *ЦЕКИНІВКА#

*ЦЕКИНІВКА#
105
 29.10

Выстояв небольшую очередь к кассе автостанции, мы были огорчены, узнав, что билеты на Цекиновку распроданы. Но тетя-кассир сообщила, что есть альтернатива – билеты на Ямполь (городок в 25 км от Цекиновки) на 7.25 и 8.40. Мы пока их брать не рискнули, понадеявшись, что доберемся на каком-нибудь такси или попутке. А зря.

Зазывалы (водители такси и мини-маршруток) пытались уговорить нас на вояж стоимостью 350 грн. на двоих, аргументируя, что, мол, по всей Украине такса 4 грн. за 1 км. Один, правда, был более жалостливый, предложив доехать до Ямполя за 30 грн с человека + дополнительно 100 грн. до Цекиновки, но он быстро набрал желающих до Ямполя и укатил.

В это время начиналась яростная, холодная и бескомпромиссная гроза. Пока автобусы по другим направлениям уезжали, успевая подбирать людей, которые долгое время висели гроздьями в попытках залезть, мы обездоленно наблюдали происходящее вокруг под козырьком закрытого магазина, жуя припасенный с Киева бутерброд и черешни, и мысленно коря себя за недальновидность в отношении погоды (а ведь Гисметео настойчиво в течении 2х недель предупреждал про дожди!) и опрометчивость в выборе труднодоступных локаций, с которыми связывает весьма слабенькая инфраструктура. В голове даже крутились мысли срочно возвращаться в Киев или же просто осесть в местном «отеле» через дорогу, но глупо было бы потратить 550 грн всего лишь на осмотр Вапнярского вокзала и так близко к цели сдаться.

В конце концов, в 6.00, когда дождь утих, мы, замерзшие “по самое не могу” с мокрыми ногами, приняли волевое решение купить билеты на автобус на Ямполь и отсидеться до его прибытия на вокзале в зале ожидания. Увы, из-за нашего промедления, к этому времени остались билеты на 8.40, которые мы и приобрели.

Немного замечаний по вокзалу с. Вапнярки:

1. В зале ожидания места делятся на деревянные с мягкими подголовниками и пластмассовые синие стулья (на этих удобно лежать горизонтально). Есть еще закрытый зал с «местами повышенного комфорта» (я подозреваю, что не бесплатный), где есть возможность смотреть телевизор.

2. На территории Вапнярского ЖД вокзала действуют два туалета: платный и бесплатный. Первый – прямо в зале с ценой 1,50 грн за каждый заход. Второй находится на улице (следовать по указателю на фасадной части вокзала, выходящей к путям) и больше смахивает на комнату пыток. Так что, если нет выбора, то вам туда. Только учтите, там можно утонуть в буквальном смысле этого слова.
            Во время нашего пребывания в тех местах утром уборщица платного туалета вдрызг разругалась сначала с пассажирами, а потом и со своим коллегой по цеху, в итоге демонстративно и в знак протеста закрыла платный туалет (как Мэ, так и Жо), повесив табличку «Санитарный час». Этот «час» продлился минимум с 6.00 до 8.30. В то же время, бесплатный туалет работал только наполовину – т.е. женская часть. В итоге, приходилось сначала окликнуть, чтоб убедится, что он пустой, поскольку навещали его люди всех полов и возрастов.

3. В здании вокзала работает кафе «Экспресс» (с 6.00 до 24.00) и маленький магазинчик (с 22.00 до 5.00), в котором, по сути, можно купить то же, что и в кафе, но дешевле. В обоих заведениях мы приобретали чай, причем в первом обычный одноразовый стаканчик без сахара обошелся в 2,5 грн, тогда как во втором – в 2,00. мелочь, а приятно.

4. Напротив вокзала есть Кафе/Магазин/Отель «Диана». Часы работы с 8.00 до, как минимум, 22.00. Домашняя кухня по вполне приемлемым ценам (как для Киева, я бы сказала, даже смешным – обед в Пузатой хате обойдется дороже).

дорога на с. Цекиновка (через Ямполь)

В 8.30 прибыл долгожданный автобус.

Автобус ВИННИЦА-Ямполь (через Вапнярку) – проходящий рейс. Расстояние от Вапнярки до Ямполя 62 км, ехать по времени 1.25 – 1.30, а по деньгам – 18,30 грн. / чел.

Погрузка была нелегкой. Как писал один путешественник в своем отзыве, который мне довелось читать во время подготовки к поездке, «посадка в узенькие двери была бурной, с проклятиями пенсионеров». Все с торбами, и народа явно больше, чем может поглотить транспортное средство. Кое-как залезли. После 20 минут неспешной тряски даже повезло сесть.

Мини-экскурс:
Ямполь - административный центр районного значения Винницкой области Украины, расположен на левом низменном берегу реки Днестр при впадении в него р. Русавы, с населением около 12 тыс. человек. Существовал уже в XVI веке, в 1796 – 1923 гг. уездный город Подольской губернии, считался важным торговым центром и процветающим городом. В настоящее время это крупный торгово-промышленный и сельскохозяйственный районный центр. Пограничный переход «Косоуцы-Ямполь» получил в 1991 статус международного. Через Днестр курсирует паром. Окрестности Ямполя весьма живописны. Известность получил Ямпольский песчаник, широко используемый в строительстве и художественной обработке камня (памятники, скульптуры, декорации).

В Ямполе (ударение на первый слог) были где-то в 10.30. Автобус сделал несколько остановок в самом городе, но мы решили «попытать счастья» и доехали до самой конечки в надежде найти там транспорт до Цекиновки.

Минут 10 провели в ориентации на местности, дальше вернулись в точку высадки из автобуса, где дружным рядом стояли таксисты. И снова заоблачная цена: 100 грн за несчастных 25 км до Цекиновки. После препираний с водителем жуткой, пыльной и развалюшной Лады сторговались на 90 грн за двоих до Цекиновки.

В машине прослушали раз семь шансон про «у колодца балагурит вечер…». К чести водителя, дорога на Цекиновку вправду нелегкое испытание - едва «сводит концы с концами» – рытвины да колдобины, плюс он довез нас аккурат к паромной переправе, которая находится на сельской окраине.

Пересечение границы Украина-Молдова

На окраине села Цекиновки находится КПП «Цекиновка-Сороки» с паромной переправой. Граница открывается в 7.00  и закрывается в 18-00.

При подходе к КПП нас встречает лысый пограничник средних лет, которому показываем паспорта. Главное – быть вежливыми и на любые шутки реагировать адекватно.
Три вопроса, которые обычно задают:
1)      Куда путь держите? (В Молдову, посмотреть Сорокскую крепость)
2)      Где будете останавливаться? (А мы сегодня же обратно, есть билеты на обратный поезд)
3)      Есть ли запрещенные к перевозке товары/вещества? (нет, конечно!)

Дядя, внимательно изучив «визовую историю» наших паспортов и выслушав ответы на вышеперечисленные вопросы, направляет нас к окошку будки КПП. Сдаем паспорта, ждем. Штампы нам с Цекиновскими регалиями не ставили, да мы и не просили. Минут 5, и мы спускаемся к парому.

Дабы не повторяться процитирую отзыв одного из путешественников:

«Паром представляет собой железный понтон, с блоком через который протянут трос. После отчаливания этот дредноут несколько разворачивает по течению (а оно приличное!), однако в какой-то момент паромщик заклинивает колесо блока и судно по инерции доворачивается против часовой стрелки и становится в нормальное положение. Тетка-паромщица чалит какой-то цепью. В негласные обязанности водил перевозимых автомашин входит подтягивание багром парома до полной стыковки. Машин там штук до 6 поместится.»

Паром ходит раз в час-полтора (иногда вопрос зависит от наполненности плав. средства),  долго отстаивается то на молдавской, то на украинской стороне. Проезд с человека 3 лея (или 3 грн, что, естественно, менее выгодно), переход межгосударственный.

Деньги поменять можно уже на молдавской стороне, причем в центре города.
На момент поездки курс 10 MDL = 7.0145 UAH ; 10 UAH = 14.2563 MDL. В центре города щит обменки гласил, что 100 грн покупают по 140 лей, а продают по 145.

Мы попали как раз в момент, когда паром неспешно передвигался от молдаван к нам. В итоге, просидели битый час на лавочках на этой железной платформе, разглядывая женщин с баулами кукурузных палочек и слушая от водителей, как органично в молдавском языке используются русские маты. Хотя, все было не так уж плохо – даже не смотря на нависшую угрозу нашим фотографиям – иссиня-сизую тучу на горизонте. Днестр очень живописен, берега – в россыпях зелени, неподалеку от крепости с молдавской стороны было видно черных цапель.
Рассматривая местные пейзажи, подумалось, что Цекиновка с ее населением в едва 2 тысячи человек составляет разительный контраст Сорокам с населением под 35 тыс. чел. Не мудрено. Хотя, судя по заросшей густой травой набережной Сорок и четырьмя поржавевшими пляжными «грибками», город видал и лучшие времена.

Долго ли, коротко ли… а на молдавскую сторону мы попали в 12.15.

Молдавские пограничники в своем опросе оказались еще более лаконичными. Если наши пытались завязать беседу, мол, чего вас в Молдову тянет, там же нечего смотреть. То их погранцы ограничились заветными двумя вопросами (см. выше), задав третий в стиле – а в рюкзаках личные вещи? Далее, со всей толпы экс-пассажиров парома были собраны паспорта, которые проштамповывались и возвращались через маленькое окошечко КПП.

В это самое время пошел ливень. Второй на нашей памяти за этот день. Ни зонт, ни козырек КПП не предоставил должной защиты, и ноги до колен были намочены в считанные секунды. Ко времени окончания буйства стихии мы получили свои паспорта и со всех ног, шлепая по свежим лужам, устремились к крепости.

Крепость Сорока
От паромной переправы до крепости минуты 2-3 пешком. Небольшая справка, собранная по данным мировой сети:
Крепость Сорока находится в центре г. Сорока, примерно в 160 км к северу от Кишинэу. Это средневековый памятник Молдовы, сохранившийся в первоначальном виде. Кроме того, сохранилась и расположенная над центральными воротами маленькая военная церковь.
В средние века Сорока была частью целой оборонительной системы Молдавского государства, состоявшей из 4-х крепостей на Днестре, 2-х на Дунае и 3-х на севере страны.
Крепость Сорока была возведена у переправы через Днестр, на месте более старого укрепления. В 1499 году по поручению господаря Штефана Великого на месте генуэзского форта Ольхония (Алчона) строится деревянная крепость квадратной формы. В 1543-1546 гг., в период правления в Молдове господаря Петру Рареш, крепость была перестроена буквально от основания. В строительстве был использован камень, и выглядела она точно так же, как и сейчас, т.е. абсолютно круглая, с диаметром в 37.5м и 5-ю башнями равноудалёнными друг от друга. При создании этой крепости мастера положили в основу своих расчётов высший закон гармонии - "золотое сечение", поэтому это сооружение уникально среди памятников оборонительной архитектуры Европы.
Сорокская крепость известна ещё и тем, что во время "Прутской кампании" 1711г. против турок здесь объединились молдавские отряды Дмитрия Кантемира и русские войска под командованием царя Петра I. В различные периоды времени в этой крепости побывали Богдан Хмельницкий, Тимуш Хмельницкий, Александр Суворов и др.”

Часы работы крепости: 9.00 - 18.00, обед с 13.00 до 14.00, выходные - понедельник и вторник (указаны на молдавском языке прямо на воротах). Крепость открыта для посещения с мая по сентябрь (с октября по апрель она закрывается по причине холодов).
Телефон краеведческого музея, по которому можно навести справки или заказать экскурсию: +373 (230) 22 264.
Входной билет: 2 лея для взрослого, 1 лей для ребенка. Есть плата за фотографирование (3 лея). Информация написана внутри крепости у кассы, где находятся два ее главных смотрителя и экскурсовода по совместительству – Николае Булат и его жена. На кассе также можно приобрести всякие памятные безделушки – магниты с крепостью по 28 лей, переливающиеся значки (кажется, по 16 лей) и ДВД диск с информацией о крепости.

Мы расплачивались в гривнах, как за входные билеты, так и за сувениры. Сдачу попросили в леях. Были приятно обрадованы тем фактом, что вследствие большого наплыва народа крепость в этот день работала без обеда. В противном случае, мы бы не успели все посмотреть и отснять.

Крепость впечатляет. Конечно, кроме нападений турок и поляк, она перенесла множество более мелких увечий в стиле «тут был Вася 25.05.2005» на своих стенах, но это не умаляет ее красоты. Во дворе (эффект полного присутствия можно получить, просмотрев сферическую панораму по линку http://www.360cities.net/image/ground-level-of-soroca-fortress-interior), на самом нижнем ярусе, расположена касса, а перед ней – действующий круглый колодец, из которого можно испить водицы, самостоятельно вытянув ведро на цепи. Рядом с ним – второй, зарешеченный колодец квадратной формы, куда на счастье бросают монеты и купюры, причем последние можно наблюдать прямо на папоротниках, которые растут из стен колодца. Из рассказов экскурсовода, оба колодца парадоксальны в том плане, что круглый выкопали поляки, которые в одно время владели крепостью, а квадратный – молдаване, хотя в культуре этих народов все как раз наоборот – славяне издревле предпочитали квадратные формы, в то время как молдаване – круглые. Вообще, колодцы в Молдове – совсем не редкость, а скорее – неотъемлемая и повсеместно встречающаяся вещь.
На нижнем ярусе можно заглянуть в отсеки, которые раньше использовались как погреба. Далее, следует подъем на второй ярус (смотрим http://www.360cities.net/image/second-level-of-soroca-fortress-interior-moldova), а за ним – на самую верхушку (20 метров над землей).
Приятен и тот факт, что все закоулки крепости открыты для посещения, правда, туристам тоже следует иметь голову на плечах и в целях своей же безопасности не забираться на край крепостных стен: третий ярус и так дает шикарный вид на все 360 градусов (http://www.360cities.net/image/top-level-of-soroca-fortress-moldova). Отсюда можно понаслаждаться видами на Днестр и на холм оседлых цыган, который угадывается по богатству домов.
В центральной башне, через которую осуществляется вход во внутреннюю часть крепости, находится маленькая военная церквушка

Остальные достопримечательности в г. Сороки и вокруг
Закончив тщательный осмотр крепости (в 14.20) мы отправились в центр города, дабы осмотреть неосмотренное и перекусить. Изначально по программе был запланирован визит к памятнику Свеча признательности, расположенному в 3 км от крепости (можно дойти пешком по набережной, а можно подняться на гору и сесть на 1 маршрутку).
 «Памятник «Свеча признательности» возведен на скале над Дестром на окраине г. Сороки и является памятником всем разрушенным памятникам молдавской культуры. Это колокольня в форме свечи длиной 29,5 м, свет которой, в ночное время, достигает Отачь и Каменки. Находится на холме, куда ведут 600 ступенек от парковки для машин.»
Возле Памятника находится Бекиров скит - пещерный монастырь XIX века, который служил монахам местом уединения, где можно полюбоваться на меловые пещеры.

Также мы оптимистично полагали, что кроме этого навестим Холм оседлых цыган, и съездим в село Рудь:

«В получасе езды от Сорок находится село Рудь. В нем тоже достаточно и античных укреплений, и следов татаромонголов. В стометровой пещере когда-то жили доисторические люди. В этом селе — один из самых старых монастырей Молдовы, и церковь там построена в старомолдавском стиле. А местные жители, опять же, покажут вам камень, под которым — вечная мерзлота. Мерзлоту из-под камня брали на экспертизу и выяснили, что это — лед, обычная замерзшая вода. Только она почему-то не тает даже летом при 25-градусной жаре»

или село Косэуц:

«В 7 км к северу от крепости можно посетить знаменитое село каменщиков Косэуць, монастырь и ландшафтный заповедник. Недалеко от этой палеонтологической стоянки, в глубоком ущелье, расположен старый средневековый монастырь, который был восстановлен за последние годы мастерами-каменщиками. Рядом с монастырём расположен родник с минеральной водой, а немного дальше можно посмотреть днестровские пороги и единственный в Молдове гранитный карьер».

Автобусы на эти два села отправляются с автовокзала Сорок - ул. Alexandru cel Bun, 5, тел: (0230)22003. Расписание можно посмотреть здесь: http://www.autogara.md/orar. Нужно выбрать название Soroca, а затем искать конечный путь Rudi или Cosauti. Например:

13:30
17:00
zilnic

Что будет означать, что из Сорок в Косэуц ежедневно (zilnic) ходит три рейса – в 11 утра, полвторого и пять вечера.
При выборе конкретного варианта выскочит окно вроде:

Destinatia :

4.7
00:00
11:25

Что будет означать приблизительно следующее:
Пункт назначения:

4.7
0:00
11:25

В итоге, разведать эти направления не только в голой теории, но и на практике нам не позволило время. Ввиду скудности временного запаса мы успели лишь одним глазком взглянуть на центр города. Дорога туда идет сквозь парк у крепости и по главной улице до второго, центрального парка:  Strada Bogdan P. Hasdeu, который находится на след. улице к Набережной, как идти от Крепости в направлении Свечи. За центральным парком – монумент Ştefan Cel Mare. Если от него пройти еще немного в том же направлении – можно выйти к старому кинотеатру ДАЧИЯ (за ним находится упомянутый ранее автовокзал). Мы сфотографировались возле памятника Стефану чел Маре, что на площади возле мэрии, посмотрели на цветущие платаны (город очень зеленый!) и после безуспешных 20 минутных попыток обнаружить ресторан “Briz” (по рассказам, находится в 15 мин пешком от крепости возле центрального рынка), разрекламированный по отзывам местного населения в соц.сетях, вернулись обратно к крепости. Наша попытка побаловать себя молдавской кухней в ресторане «У старой крепости» (Cetatea Veche) (находится в 100 м от крепости наискосок через парк) не увенчалась успехом – в этот день там по неясным причинам не работала кухня.

На всякий случай публикую дельные советы жителей Сорок касательно мест, где можно утолить голод и жажду:

«Вы можете покушать в ресторане "Briz" или в ресторане "У старой крепости". Ресторан "Briz" находится в центре города в 15 мин. от крепости (пешком)... а если вы на машине лучше спросить у кого-то... ресторан "У старой крепости" находится в 100 метрах от Крепости...»

«Дешево и сытно пообедать в Сороке можно у Мамы Доры, которая воспитывалась у цыган, ныне достигла зрелых лет и держит кафе на пересечении страд Штефана чел Маре и Александру чел Бун. Но даже при незнании адреса найти его вам поможет опрос прохожих, которые, кажется, все о ней знают. Заказывая блюда, не забудьте оговорить их размер, потому что накладывает Дора помногу. Не съедите, а платить придется. Можно спросить у Мамы домашнего вина, которое хорошо хранится и подается холодным. Рекомендую белое сухое (мускат).»

«У "мамы доры"(Nicolaesh) много чего есть....тут советую покушать)»

«хорошо покушать можно у "мамы доры" (николаеш). находится по дороге к парку что возле педа, на перекрестке у фабрики "Дана"»

«можно еще поесть в "экспресс пицце", что чуть дальше модерна..или в "Блинов"-е (возле центрального парка в девятиэтажке). в экспресс пицце есть комплексные обеды и недорого, а в блинов насколько я знаю не очень большое меню»

Дорогие жители Сорок и активные пользователи сайта вконтакте! В этом контексте хочу сказать Вам большое спасибо, что с должным вниманием отнеслись к моим вопросам и дали исчерпывающие ответы!

Дорога обратно в Киев

К КПП вернулись в 14.50 – голодными и предвкушающими тяжелый путь в столицу. На границе нам снова штампонули паспорта и отпустили с Богом на Родину. Тут же мы с горечью обнаружили, что паром совсем недавно переехал на другую сторону. Правда, он почти сразу же вернулся, битком набитый. Поэтому наша дорога домой началась около 15.30, когда паромная платформа медленно и улиткоподобно стартовала в сторону Украины.

Примечание: последний паром в сторону Украины отходит в 17.00, поэтому возвращайтесь к паромной переправе заранее, чтоб не остаться ночевать в Молдове.

Наши пограничники тоже сильно разглагольствовать не стали, просмотрели паспорта, спросили о впечатлениях и пожелали хорошей дороги домой.  В 16.00 мы вышли за ограду КПП и тронулись под горку в центр.
В центре села Цекиновка, где находится клуб, останавливается автобус Цекиновка-Вапнярка, мы оказались в 16.20, пройдя пешком все село и успев услышать звуки местной свадьбы. Автобус, по рассказам местных, прибывает в 17.20 (иногда заезжает вплоть до парома, иногда разворачивается прямо на месте) и в 17.50 стартует на Вапнярку.

Немного о Цекиновке для пущей наглядности:

Цекиновка – село Ямпольского района Винницкой области, до 1923 года – местечко Ямпольского уезда Подольской губернии. Село расположено на левом берегу Днестра, в 11 километрах ниже Ямполя (это если двигаться по берегу Днестра, а если двигаться по дороге, проложенной на вершине отрогов Карпат, то расстояние между Ямполем и Цекиновкой составит уже 20 километров). На правом берегу Днестра напротив Цекиновки находится молдавский городок Сороки. Как утверждают некоторые документальные источники того времени, Цекиновка, основанная в начале ХVIII века, была центром цекиновского «хозяйственного ключа», в который входили также сёла Великая Косница и Китросы. В конце ХVIII века Цекиновка уже имела статус города.

Возле остановки есть обширная лавочка, а по обе стороны улицы находятся магазины, где можно купить легкий перекус (например, два гигантских сникерса, как мы). Кафешек и закусочных нет, но мы выяснили, что есть бар, работающий с 17-00 до 24-00, но его мы как-то не увидели (да и не то, чтобы сильно искали). Возле остановки находится закрытая на амбарный замок автостанция, колодец, которым можно воспользоваться, а за вышеуказанной автостанцией (с тыльной стороны) заброшенное помещение, которое, по все видимости, используется народом, как нужник.

Перед отъездом из Вапнярки снова прошел ливень. Остановка у автобуса конечная, поэтому повезло занять сидячие места. Оплата: кондуктор собирает деньги по салону перед тем, как отправляться. Такса до Вапнярки – по 20 грн. с носа.

В Вапнярке оказались в начале девятого вечера, совершенно разморенные от духоты а автобусе и с разболевшимися от голода головами.
И тут на выручку совсем неожиданно пришло Кафе/Отель/Магазин «Диана», в котором мы в два присеста слопали 2 порции домашнего горячего борща, 2 пюре, салат и огромную курячьей ножкой, взяв на десерт чай (который, кстати, подается в больших кружках) и шоколадку Корона. Самое удивительное, что наши гастрономические похождения обошлись всего в 44 грн.

Самыми тяжелыми были последние часы ожидания поезда, который прибывал в Вапнярку только после полуночи (см. таблицу ниже).

Маршрут

Київ-Пас.
6.54

По данным www.uz.gov.ua

Бюджет поездки (в т.ч. и по статьям расходов):

Статья расходов
Сумма, грн
Транспортные расходы
Всего,
 в т.ч.:
724,60

Билеты на поезда по маршруту Киев-Одесса (9К)  до Вапнярки и Одесса-Киев (124) с Вапнярки на двоих
550,00
Билеты на автобус Винница – Ямполь (через Вапнярку) на двоих
36,60
Такси с Ямполя до Цекиновки на двоих
90,00
Паром Цекиновка-Сороки на двоих в обе стороны (вперед платили в грн, назад в леях)
10,00

15,50
Кафе «Диана»: 2 борща, 2 пюре, кур.ножка, салат, 2 чая, шоколад
44,00
Чаевые официантке в кафе «Диана»
5,00

Расходы на осмотр достопримечательностей
и сувениры
Всего, в т.ч.:
51,00

Билеты в Крепость + разрешение на фотографирование
7,00

Сувениры (2 магнита с крепостью)
40,00

Остатки молдавской нац. валюты
4,00

Расходы на удобства
Всего, в т.ч.:
3,00

2 захода в платный туалет на вокзале Вапнярки

ВСЕГО БЫЛО ПОТРАЧЕНО 849,60 ГРН., Т.Е. ЧУТЬ БОЛЬШЕ 100 ДОЛ. США.

На случай непредвиденных ситуаций помните, что:
Дипломатическое представительство Украины в Молдове находится по адресу:
г. Кишинэу, ул. В. Лупу, 17
Время работы            Понедельник, Среда, Четверг : 09.00-12,30
Представитель: Его Превосходительство, г-н Сергей Пирожков
Телефон: (373-22) 58 21 51, 58 22 84
Факс: (373-22) 58 21 08, 58 22 19
E-mail: emb_md@mfa.gov.ua

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ И ВПЕЧАТЛЕНИЯ:

Поездка получилась на 4 с минусом, в основном из-за транспортных неувязок и легкой погодной турбулентности. Данные факторы привели к значительной потере времени, которая жестоко урезала культурную программу. Лично мое мнение, ехать ради одной крепости вряд ли стоит. Смысл имеет поездка с возможностью полностью осмотреть город + близлежащие достопримечательности (указанные выше).
По сложности – поездка утомительная. По впечатлениям – оправдывает себя на 60%, т.е. позитивные люди, красивые места, но дорога….

Надеюсь, что мой детальный отчет поможет Вам сформировать свое мнение, а может, и попутешествовать в Молдавию на уикенд :)